Перейти к основному содержимому

Производство энергии

Статья обзорная и точка

Тут нет чертежей, пощукайте онные в предметных статьях: Паровая энергия, Солнечная энергия, Ядерная энергия и прочих.

Вся статья, кратко

Игра в Factorio делится на два этапа. Первый - строим космический спутник своими руками из палок и чего-то там исчё за 8 часов, второй - мы верим, друзья, в 🐮 корованы ракет. На каждом этапе свои приколы связанные с производством энергии.

На самом деле

Первый спутник нужно запустить за пять часов, иначе это какой-то позор... Сперва добейся, потом советуй.

На самом деле исчё

Существует ещё и промежуточный этап, между двумя выше означенными. Называется он: строим завод, который построит остальные заводы. Подробности.

Паровая энергия это единственный вид энергии доступный с самого начала игры Factorio. Производство и строительство паровых электростанций весьма дёшево. Быстрота производства бойлеров Boiler Boiler, паровых двигателей Steam engine Steam engine и всего сопутствующего является вторым плюсом. Бойлеры и паровые двигатели, а также сопутствующие опоры ЛЭП Small electric pole Small electric pole, конвейеры Transport belt Transport belt для подачи топлива и манипуляторы Burner inserter Burner inserter для его загрузки можно производить даже рукамии "в рюкзаке". Производство же солнечных панелей Solar panel Solar panel затратно, как по ресурсам, так и по времени. Генерация энергии солнечными панелями весьма слабое, потребуется много панелей и аккумуляторов Accumulator Accumulator, которые не доступны в начале игры.

Две паровые электростанции, одна на конвейере Transport belt Transport belt угля Coal Coal, вторая на половине конвейера твёрдого топлива Solid fuel Solid fuel, вполне достаточно, чтобы запустить первый спутник. У паровой энергии имеются и минусы, но в начале игры они не существенны. Во-первых, паровая генерация энергии потребляет ресурсы, которые нужно добывать. Во-вторых, это загрязнение, паровые электростанции будут целью атаки местной фауны. С этим придётся как-то справляться, но ничего сверхсложного нет.

После запуска первого спутника, нам потребуется намного больше энергии, добывать которую паровыми электростанция, становиться невыгодно. Здесь переходим на солнечную энергию, которая не потребляет ресурсов и не загрязняет планету. В уме держим ядерные электростанции, но переход на которые потребует много игрового времени. Нужно завершить несколько затратных исследований, освоить добычу урана Uranium ore Uranium ore и наладить процесс производства урановых топливных элементов Uranium fuel cell Uranium fuel cell через довольно долгий процесс обогащения Коварекса Kovarex enrichment process Kovarex enrichment process. Некоторые игроки и вовсе отказываются от ядерной энергии в пользу солнечной.

Стратегия игры, кратко Производство энергии на другой планете

На первом этапе напираем на паровую энергию, одного конвейера угля достаточно, добавляем электростанцию на твёрдом топливе, половина конвейера достаточно, добавляем солнечные панели с аккумуляторными блоками по мере возможностей. Как вариант экономии угля на первоначальном месторождении, можно перевести первую электростанцию на твёрдое топливо.

На втором этапе отказываемся от паровой энергии и переходим на солнечную с питанием от аккумуляторных блоков ночью. За ядерными реакторами особо не торопимся.

Этап первый или космический спутник своими руками

Производство энергии на начальном этапе игры заключаются в строительстве достаточного количества бойлеров Boiler Boiler, паровых двигателей Steam engine Steam engine и снабжение их углём Coal Coal, не забывая при этом про насосы Offshore pump Offshore pump подающие воду Water Water в бойлеры из ближайших луж. По мере возможностей и без особого спеха производим солнечные панели Solar panel Solar panel и устанавливаем их в пустых участках разрастающейся базы. На аккумуляторные блоки Accumulator Accumulator можно забить до поры до времени, когда ресурсов будет хватать на большее.

Основная цель на первые часы игры это освоить добычу близлежащих ресурсов, кроме нефти Crude oil resource Crude oil resource и урана Uranium ore Uranium ore естественно. Построить плавильню, включая стальные балки Steel plate Steel plate, хоть как-то запустить первые две науки, красную Automation science pack Automation science pack и зелёную Logistic science pack Logistic science pack. А также построить маленький заводик по производству только самого необходимого, без фанатизма. Энергии на это хватит от одной электростанции на угле. Потом можно будет выйти за пределы базы и освоить добычу нефти Crude oil Crude oil. Тут стоит начать возводить вторую электростанцию, на твёрдом топливе Solid fuel Solid fuel. Далее наша цель робототехника Roboport Roboport и собственно строительство оставшейся базы по подготовленным заранее чертежам, с наукой и разными 🙋 няшками.

Это важно

Одним конвейером Transport belt Transport belt угля Coal Coal можно питать 34 бойлера, что даёт 61.2 мегаватт энергии. Этого достаточно, чтобы пережить продвинутую переработку нефти Advanced oil processing Advanced oil processing и даже дожить до начала строительства дронстанций Roboport Roboport.

Тоже важные подробности

Половиной конвейера Transport belt Transport belt твёрдого топлива Solid fuel Solid fuel можно питать 50 бойлеров Boiler Boiler, но обычно используют чертёж на двух насосах Offshore pump Offshore pump, то есть 40 бойлеров, что равняется 72 мегаватт энергии. Если производить твёрдого топлива больше чем полконвейера, можно сыграть в 60 бойлеров при трёх насосах, что даст примерно 108 мегаватт энергии. Варианты с большим количеством бойлеров не эффективны из-за огромной длины на карте и сложности организации подачи воды Water Water с одной стороны электростанции.

Варианты организации подачи воды в паровые электростанции на разное количество насосов:

Организация подачи воды

Каждый работающий бойлер загрязняет природу на 30/m. Что бы это не значило, это много, поэтому паровые электростанции являются источником сильного загрязнения, что привлекает местную фауну. Имеет смысл огораживать паровые электростанции стенами Wall Wall и защищаться турелями Gun turret Gun turret по периметру.

Много бойлеров и паровых двигателей

Начинайте производить твердое топливо Solid fuel Solid fuel как можно скорее. Тут напомню, что производить твёрдое топливо лучше всего из дизельного топлива Light oil Light oil, пруф. Используйте Solid fuel from light oil Solid fuel from light oil для этого. Сразу после открытия продвинутой переработки нефти Advanced oil processing Advanced oil processing добавляйте бойлеры на твердом топливе и паровые двигатели в процесс производства энергии. Это желательно сделать до запуска дронов Roboport Roboport, иначе можно попасть в блэкаут по части электроснабжения, когда строительные дроны Construction robot Construction robot начнут возводить оставшуюся часть базы (надеюсь вы играете по заготовленным чертежам, ведь так?). А ещё, можно хапнуть проблем с электроснабжением и раньше, в зависимости от того как вы строите. Поэтому не откладывайте строительство электростанции на твёрдом топливе.

Ещё больше бойлеров и паровых двигателей

Солнечные панели Solar panel Solar panel строим сразу как завершим соответствующее исследование Solar energy Solar energy. Но без фанатизма, ресурсов они требуют много, выхлоп дают маленький. Массовое производство солнечных панелей можно освоить после запуска спутника, а полный переход на солнечную энергию и того позже. А в начале игры одного заводика, первого Assembling machine 1 Assembling machine 1, где-то в конце других заводов, производящих всё первое необходимое для жизни, вполне хватит для начала. Примерный вид первого заводика:

Производим солнечные панели

По мере возможностей производите аккумуляторные блоки Accumulator Accumulator и устанавливайте их так же как и солнечные панели, в пустых участках разрастающейся базы. Начинать их производство нужно ближе к концу, примерно вместе с фиолетовой наукой Production science pack Production science pack, которую исследуем после желтой науки Utility science pack Utility science pack. Да, жёлтую науку предпочтительней открывать перед фиолетовой и производство дронов мы запускаем как можно раньше. Хотя опять-таки, есть карты с исключением, особенно когда без сжижения угля Coal liquefaction Coal liquefaction вообще никак, тогда фиолетовая наука вэлком.

Производим солнечные панели и аккумуляторные блоки

Если имеются проблемы с производством твёрдого топлива из нефти, то после открытия фиолетовой науки Production science pack Production science pack можно открыть сжижение угля Coal liquefaction Coal liquefaction, но одной электростанции из 40 бойлеров на твёрдом топливе в дополнение к угольной, обычно хватает для снабжения базы из 45 научных пакетов в минуту и запуска первого спутника. Нефти для производства нужного твёрдого топлива обычно тоже хватает из близлежащего месторождения (вы же подбирали карту так, чтобы не строить поезда для транспортировки первой нефти?). Также, можно выделить какое-то пространство рядом с базой и размещать солнечные панели уже большими группами и даже какое-то количество аккумуляторных блоков.

А теперь много солнечных панелей

Теперь обратим внимание на конкретные варианты первой фабрики для запуска спутника, среди которых существуют и множество различных макаронных фабрик. В силу имеющихся в игре соотношений, основные расклады включают всего два рабочих варианта: на 45 научных пакетов в минуту и на 75 научных пакетов в минуту. Есть ещё вариант на 30 пакетов, но это нам не нужно.

Зачем нужна начальная база

Наша задача не просто запустить спутник, а потом хоть кусаки приходите. Наша задача построить такую начальную базу, которая продолжит бесперебойную работу и после запуска первого спутника. Соответственно, начальная база должна быть точно сбалансирована и не вызывать желания снести нафиг весь этот позор. Также она должна вписываться в дальнейшее расширение нашей мега-фабрики и строительство сети железных дорог.

Построить такую красивую начальную фабрику можно в песочнице, протестировав её, а потом играть уже обычную игру по готовым чертежам.

Начальная база на 45 научных пакетов в минуту

Расчёты по базе на 45 научных пакетов в минуту, требуется 127 мегаватт, не включая расходы на манипуляторы, подсветку ночью, радары, дронстанции, модули и прочее. Расчётные данные потребления электроэнергии сходятся с экспериментом. На картинке производим и потребляем 45 научных пакетов в минуту, плюс немного модулей эффективности для экономии энергии:

До запуска спутника

Таким образом, у нас имеется первоначальная электростанция на полном конвейере угля состоящая из 34 бойлеров с полным комплектом паровых двигателей, электростанция на половине конвейера твёрдого топлива из 40 или 50 бойлеров, пару сотен солнечных панелей и может быть какое-то количество аккумуляторных блоков на всякий случай. Вот собственно всё что нам нужно, чтобы запустить спутник на любой карте.

ТопливоКонвейерНасосыБойлерыДвигателиМегаваттыПримечание
900 Coal 100% Transport belt 2 Offshore pump 34 Boiler 72 Steam engine 61.2Максимум на угле
360 Solid fuel 40% Transport belt 2 Offshore pump 40 Boiler 80 Steam engine 72Максимум на насосах
500 Solar panel 420 Accumulator 21Солнечная энергия
~155Итого

Начальная база на 75 научных пакетов в минуту

Для справки рассмотрим расчёты по базе на 75 научных пакетов в минуту, иногда можно играть и в такую факторию, если быстро выйти на железную дорогу или карта модифицирована на большое обилие ресурсов. Здесь потребуется более 256 мегаватт, не включая прочие расходы.

Закладываем полный конвейер твёрдого топлива, что даёт 100 бойлеров, плюс начальный конвейер на угле, который на 34 бойлера. Итого, 268 паровых двигателей, которые могут производить примерно 241 мегаватт энергии. Этого маловато, в такой конфигурации ближе к запуску спутника нужно будет напирать на солнечную энергетику, включая аккумуляторные блоки для снабжения в ночное время или строить больше электростанций на твёрдом топливе. Если играть на обычных настройках карты, без твиков на огромные залежи ресурсов, ближайшего месторождения нефти может не хватить и без сжижения угля обойтись будет затруднительно. Напомню, что получение твёрдого топлива путём сжижения угля предпочтительней для использования в качестве топлива для паровой электростанции, чем прямое использование угля для производства паровой энергии.

Если ресурсов вокруг хватает, то первоначальная электростанция на полном конвейере угля состоящая из 34 бойлеров с полным комплектом паровых двигателей, электростанция на полном конвейере твёрдого топлива из 100 бойлеров и где-то полторы тыщи солнечных панелей вместе с более чем тыщей аккумуляторных блоков.

ТопливоКонвейерНасосыБойлерыДвигателиМегаваттыПримечание
900 Coal 100% Transport belt 2 Offshore pump 34 Boiler 72 Steam engine 61.2Максимум на угле
900 Solid fuel 100% Transport belt 5 Offshore pump 100 Boiler 200 Steam engine 180Максимум на твёрдом топливе
1500 Solar panel 1260 Accumulator 63Солнечная энергия
~300Итого
Произвести такое количество солнечных панелей и аккумуляторных блоков может быть затруднительным, если мы хотим запустить спутник за 8 часов. Налегайте на ещё одну электростанцию на твёрдом топливе и дополнительных заводов по сжижению угля. Заменим солнечную энергию на адекватные значения и добавим ещё 40 бойлеров:
500 Solar panel 420 Accumulator 21Солнечная энергия
360 Solid fuel 40% Transport belt 2 Offshore pump 40 Boiler 80 Steam engine 72Максимум на насосах
~330Итого

Получается, что нам нужно производить полтора конвейера твёрдого топлива (900+360), что тоже не мало. Есть также смысл рассмотреть улучшение первой паровой электростанции.

Отдельно отмечу, что вариант на 75 научных пакетов выглядит вкуснее по сравнению с 45, но его реализация требует решения дополнительных проблем. И как мы видим, производство энергии является одной из них. Решение этих проблем может варьироваться от карты к карте и зависеть от режима игры. Откровенно говоря, потянуть такую формацию начальной базы будет затруднительно, на большинстве карт.

Альтернативный вариант

Имеется вариант, при котором можно получить в конце концов начальную базу на 75 научных пакетов в минуту и при этом не столкнуться с проблемами связанные с нехваткой ресурсов и электричества. Заключается он в том, что мы строим начальную базу на 45 научных пакетов в минуту таким образом, чтобы потом её легко улучшить до 75.

Подробности.

Этап второй и корованы ракет

После запуска первого спутника мы хотим играть дальше, ведь так? Поэтому нужно постепенно переходить на солнечную энергию, переводя паровые электростанции в резерв. Думаем про экологию и не дразним кусак загрязнением, а также волнуемся за Тунберг Грету. Также стоит освоить добычу урановой руды Uranium ore Uranium ore и готовиться производить урановые топливные элементы Uranium fuel cell Uranium fuel cell для ядерных реакторов Nuclear reactor Nuclear reactor через очень долгий процесс обогащения Коварекса Kovarex enrichment process Kovarex enrichment process. Ядерные электростанции стоит рассматривать как резервные, в помощь к большим солнечно-аккумуляторным полям.

Можно вообще отказаться от ядерных электростанций, многие так и поступают. Солнечные панели и аккумуляторные блоки в количествах от милльёна и больше хватит всем и на всё. Некоторым хватает и ста тыщъ чтобы закончить игру, игра начинает изрядно тормозить на больших базах и основательно заколёбывает.

Как-то так

Альтернативно, можно пойти путём полного перехода на ядерную энергию, но в таком случае затруднительно контролировать грамотный расход урановых топливных элементов, но это не точно.

Грамотный расход урановых топливных элементов

Много рассказывать об этом не смысла. Просто стройте солнечные электростанции или ядерные по мере необходимости. Детали реализации смотрите в соответствующих разделах: Солнечная энергия и Ядерная энергия.

Больше подробностей

И вот вам сохранёнка со всеми няшками, чертежи в книге игры, разбор всех полётов в этом вашем тубе. Чертежи также есть во вложенных статьях.

Чертежи в игре

Детальный разбор общих вопросов производства энергии смотрите на YouTube канале.

Общие вопросы производства энергии